Многим известно, что телевизионные спутники находятся на геостационарной орбите, которая представляет собой круговую орбиту, расположенную над экватором Земли (0 широты), находясь на которой, искусственный спутник вращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси, и постоянно пребывает над одной и той же точкой земной поверхности.
Спутники расположены на так называемой полярной дуге (фото 1) на высоте приблизительно 36900 км. над уровнем моря, высота нахождения спутника выбирается не случайно, а исходя из расчетов центробежной силы, чтобы он не упал на землю и не улетел в открытый космос. Так вот, поворотная антенна – это моторизированная антенна, рассчитанная таким образом, что при движении она описывает точно такую же дугу, как и та, на которой расположены спутники в космосе. Благодаря силе притяжения Земли и противодействующей ей центробежной силе, спутники неподвижны относительно земной поверхности, поэтому достаточно установить устройство (мотор) для перемещения антенны по заданным позициям спутников. Существует два основных вида моторов – актуатор и мотоподвес.
Многие любители спутникового телевидения не останавливаются на приеме одного-двух спутников, но порой наши возможности ограничены и мы не можем позволить себе подключить несколько антенн, особенно если монтаж производится за окном. В таком случае можно установить поворотную антенну. Так что же из себя представляет данная антенна?
Актуатор – устройство, представляющее собой электродвигатель, работающий от постоянного напряжения 36 Вольт. Вращаясь через червячный механизм, он производит поступательные движения вперед-назад, заставляя тем самым поворачиваться антенну. Устройства монтируют на так называемую полярную подвеску антенны. Как правило, это антенны, начиная от диаметра 1.2м и более. Помимо актуатора устанавливается также позиционер, на который возложены функции питания и управления.
Мотоподвес – устройство, в котором полярная подвеска и электропривод соединены в одно целое. Это позволяет их устанавливать на азимутальные антенны. Но, к сожалению, существуют ограничения в диаметре антенн. Обычно устройства корректно работают с антеннами не более 1.3м. Питание идет уже не от позиционера, а от ресивера по телевизионному кабелю с напряжением постоянного тока 13-18В. Более подробно о работе данных устройств можно прочитать в статье Мотоподвес или актуатор.
Помимо установки мотора, необходима также точная настройка антенны и фиксирование спутников. Можно выделить два основных этапа – настройка полярной оси антенны и выставление точных позиций с одновременным запоминанием их на позиционере/мотоподвесе или в меню ресивера.
Полярную ось начинают настраивать с нулевой отметки. Как правило, это самый верхний спутник. В Москве и области таковым является Eutelsat W4 36 градусов восточной долготы. Так, один раз настроив антенну, Вы сможете управлять ей уже с пульта ресивера или позиционера, в зависимости от выбранного Вами типа мотора.
Хотелось бы также сделать небольшой акцент на функции дисек (DiSEqC) позиционеров и спутниковых ресиверов. Для удобства пользователей была разработана система дисек 1.2, позволяющая автоматически передвигать антенну при переключении каналов с одного спутника на другой. Система работает по следующему принципу: при выборе канала на спутниковом ресивере он подает команду на мотоподвес или позиционер о перемещении на необходимый спутник. На сегодняшний день все современные ресиверы поддерживают данную функцию.
Вернемся к нашим спутникам. Как не велики возможности системы с поворотной антенной, но поймать все спутники мира она все равно Вам не сможет, так как часть из них остается по другую сторону Земли, за горизонтом. В Москве и Московской области возможен прием спутников начиная с 30 градусов западной долготы и 105 градусов восточной долготы. Есть некоторые особенности приема. В системе с мотоподвесом угол разворота будет больше, устройство может передвигать антенну на 180 градусов. Стандартная система с актуатором позволяет обеспечить разворот антенны порядка 100 градусов (в зависимости от параметров и производителя антенны). Обычно это не критично, так как в большинстве случаев прием крайних спутников все равно не возможен из-за высотных зданий или деревьев, находящихся на пути сигнала.
Помимо сил притяжения Земли на спутники действуют также силы гравитации луны и солнца, что приводит к их смещению с заданной орбиты. Это в свою очередь вызывает дрейфование спутников относительно точки приема сигнала на земной поверхности. На этот случай предусмотрен запас топлива, позволяющий скорректировать траекторию движения и вернуть их в заданную позицию. Поэтому у каждого спутника есть определенный срок службы, так как запасы топлива исчерпываются. В среднем это 4 года, далее спутник переводят на более низкие орбиты и сжигают в атмосфере.
Сегодня можно наблюдать колебание сигнала на некоторых спутниках в течение суток. Это не только зависимость от погодных условий, но и скорей всего колебания, связанные со смещением с заданной оси. На этот случай мы попробовали установить на антенну второй привод, который будет ее перемещать как вдоль полярной дуги, так и по углу места для возможности точной подстройки антенны на некоторые нестабильные спутники. Также второй привод позволяет скомпенсировать все неточности при настройки полярной оси на антенне, что, к сожалению, бывает нередко. Для доработки достаточно приобрести второй актуатор, позиционер и протянуть дополнительный кабель. Выглядит данная конструкция так как на фото1. На фото 2 представлена стандартная поворотная антенна.
В принципе, на хорошо отрегулированной антенне этого можно и не делать, но если Вы истинный любитель спутникового телевидения и готовы использовать свою антенну на все сто, то это для Вас.
Авторское право: Spektr-tv.ru
Дата : 27/07/2007